Здоровый
образ жизни
Процесс воспитания и обучения в дошкольном
учреждении предусматривает формирование у детей некоторых, постепенно
усложняющихся с возрастом знаний и представлений профилактической
направленности.
Например, детям, помимо знаний о способах
предупреждения некоторых заболеваний и причин их возникновения, необходимо
понимать позитивную роль хорошего самочувствия и настроения, научиться
управлять своими эмоциями, противостоять стрессовым ситуациям. Знание ребенком
основ гигиены и элементарных медицинских сведений составляет фундамент
формирования здорового образа жизни, способствующий, в свою очередь,
эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном
учреждении и в семье.
Помимо общепринятых рекомендаций по
выполнению гигиенических норм, здоровый образ жизни предполагает воспитание у
детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья. Здоровый
образ жизни — один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия
ребенка, он определяет качество жизни, способствует лучшей адаптации организма
к социально-педагогическим требованиям в дошкольном учреждении, к меняющимся
жизненным бытовым ситуациям.
Здоровый образ жизни определяется
комплексом медико-гигиенических, социально-экономических, экологических
условий. Реализация основ здорового образа жизни, помимо выполнения
рационального жизненного распорядка и усвоения детьми правил гигиены, включает
и полноценное питание, достаточную двигательную активность в течение дня,
необходимый объем гигиенической грамотности в целом. По тому, как ребенок
относится (так же, как и взрослый) к своему здоровью и здоровью окружающих,
можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках.
Развитие навыков здорового образа жизни ребенка происходит, как правило, от целенаправленного
воспитания и образования.
Как и многие привычки, навыки здорового
образа жизни формируются при соответствующих условиях в раннем и дошкольном
детстве. По мере роста и развития ребенка они постепенно совершенствуются, их
круг расширяется. Для прочного усвоения детьми элементарных принципов,
составляющих основу здорового образа жизни, важно проводить с ними беседы и
игры соответствующей тематики и использовать с этой целью разнообразные виды
детской деятельности в течение дня. Так, например, собираясь в детский сад,
ребенок 5—7 лет самостоятельно или с помощью взрослого выбирает для себя ту
одежду, которая является наиболее подходящей. Желательно тут же предоставить
ему возможность определить правильность и последовательность надевания разных
предметов одежды. При подготовке к дневному сну ребенок постепенно привыкает
аккуратно складывать снятую рубашку, шорты, платье, колготы, ставить на место
обувь.
Усваивая элементы здорового образа жизни,
ребенок лучше понимает правила поведения на прогулке, и ему легче выбрать игру;
он узнает о пользе здоровой пищи, дневного сна, режима дня.
Важным компонентом здорового образа жизни
можно считать и умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, включаться
в совместные игры, быть доброжелательным. Исследования показали, что
демократический стиль воспитания, основанный на уважении к личности ребенка и
доверии, развивает его активность, инициативу, общительность, способность
самостоятельно принимать решения, психоэмоциональную устойчивость. И, наоборот,
при авторитарном стиле воспитания, когда используются преимущественно приемы
подчинения, вызывающие у детей реакцию отторжения, у них развиваются безынициативность,
угнетенное состояние, негативизм, нередко — повышенная возбудимость,
агрессивность. Формирование здорового образа жизни — это воспитание комплекса
разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут применять на
практике. Такой образ жизни создает у них мотивацию и стремление быть
здоровыми, ценить хорошее самочувствие, уметь защитить себя и своих сверстников
от вредных влияний среды и нежелательных контактов.
Сформированные в раннем детстве навыки
здорового образа жизни сохраняются и в дальнейшем. Ребенок, взрослея, будет
всегда защищен от разнообразных вредных воздействий, с которыми ему неизбежно
придется сталкиваться.
Роль
семьи в воспитании здорового ребенка
Условия, в которых ребенок живет в семье,
имеют не менее существенное значение для формирования его здоровья, чем условия
его пребывания в детском саду. Если в семье сложились доброжелательные
взаимоотношения, внимательное отношение к ребенку, соблюдается режим дня,
соответствующий возрасту дошкольника, если у него имеется возможность
заниматься любимой игрой — все это в совокупности служит основой
поступательного развития.
Обобщение материалов исследования, по
данным анкетного опроса родителей, позволило оценить качество соблюдения режима
дня и проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий в семье. Было
отмечено, в частности, что вопрос физического воспитания во многих семьях
решается достаточно успешно. Однако в ряде случаев для укрепления здоровья и развития
детей не созданы все необходимые условия. Так, например, многие родители
уделяют недостаточно внимания именно тем разделам работы, которые не всегда
обеспечиваются в дошкольном учреждении: нерегулярное пребывание ребенка на
воздухе, дефицит ночного сна, малая двигательная активность и другие. Именно
поэтому проблема укрепления здоровья ребенка в семье должна занимать важнейшее
место в числе разнообразных воспитательных мер, которые используют родители.
Как известно, важнейшим условием
полноценного развития дошкольника является достаточная двигательная активность
в течение дня. Многочисленные исследования свидетельствуют, что нормальное
умственное и речевое развитие ребенка в значительной мере обусловлено развитием
его моторной сферы. Однако материалы анкетного опроса показали, что в условиях
семьи недостаток движений, который дети нередко испытывают в дошкольном
учреждении, не восполняется дома.
К сожалению, хотя примерные нормы
двигательной активности детей разного возраста в течение дня представлены в
некоторых исследовательских работах (А. Г. Сухарев), четкое определение
нормативов ее достаточно затруднено главным образом в связи с влиянием на
уровень двигательной активности разнообразных внешних факторов, обусловленных
климатогеографическими и другими условиями разных регионов. Помимо этого на
характер двигательной активности ребенка оказывают существенное влияние
индивидуальные особенности его психофизиологического развития и состояния здоровья.
В семье подавляющее большинство родителей основное внимание уделяют умственному
воспитанию ребенка, обучая его чтению, письму, счету, иностранному языку,
рисованию. Из всех опрошенных родителей только 2% совместно с детьми совершают
загородные прогулки, прогулки в парки, скверы. Во время обычных прогулок
недостаточно используются такие важные для развития моторики ребенка спортивные
упражнения, как катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде,
катание на роликовых коньках и самокатах. Крайне редко используются на прогулке
спортивные игры — баскетбол, бадминтон, настольный теннис. Достаточно серьезные
нарушения в семье выявлены и в организации питания детей, в частности,
некоторые родители устраивают ужин почти перед самым сном, допускают нарушения
интервалов между приемами пищи, что приводит к снижению у детей аппетита, а
нередко — к дисфункции желудочно-кишечного тракта. К подобным нежелательным
осложнениям приводит также применение родителями неправильных приемов во время
еды — насильственное кормление детей, уговоры, чтение или рассказывание сказок.
Как известно, закаливающие мероприятия
могут быть эффективны только тогда, когда они проводятся в комплексе,
систематически и в дошкольном учреждении, и дома.
Все это требует от работников дошкольного
учреждения серьезного внимания к работе с родителями. Лучший опыт семей в
воспитании ребенка заслуживает широкого распространения и поощрения. В
частности, об этом следует рассказать на собраниях родителей, на родительских
конференциях, педагогических советах с приглашением родителей.
Медицинский персонал и воспитатели должны
вести с семьями скрупулезную работу по повышению их гигиенической и
педагогической культуры с тем, чтобы и дома, и в детском саду требования к
воспитанию и оздоровлению дошкольников были согласованными.