Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду
С чего начинается садик?
Как это ни странно, садик начинается с расставания, с прощания мамы с
малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тётей и
незнакомыми ребятами. Поэтому нам, родителям, надо подготовить и себя, и
ребёнка к этому нелегкому испытанию.
Начнем с себя. В том, что малыш плачет и никак не хочет отпускать мамину
руку, часто виноваты мы сами. Нам очень его жалко, мысленно мы рисуем грустные
картины: вот он плачет, вот ни с кем не играет и прочее. Мы в нерешительности,
никак не уходим и чего-то ждем. Стоп! Настройте себя положительно, даже если
ваш собственный опыт посещения детского сада был далеко не радостным. В конце
концов, детский сад – это необходимая «школа» жизни, и в ней, как и в жизни,
будут и радостные, и грустные минуты.
Бесспорные плюсы
Главное преимущество детского сада в том, что ребенок получает возможность
общаться со сверстниками. Он не просто играет, он получает неоценимый опыт
взаимодействия, сочувствия, сопереживания, коллективного творчества и
сотрудничества. Всё это готовит ребенка к дальнейшей жизни. Именно в это время
происходит формирование характера, закладываются основные жизненные принципы.
Неизбежные минусы
Кроме положительного опыта общения ребенок получает и негативные модели
поведения: одни дети учатся ябедничать, подлизываться, другие – командовать и
указывать, третьи – подчиняться. 8 часов предельного напряжения всех сил
маленький человек просто не выдерживает. Он становится агрессивным,
раздражительным, плаксивым. В результате такого перенапряжения ребенок заболевает.
Частые простуды – неизбежный спутник детсадовского ребенка.
Безусловно, было бы идеально приводить в детский сад ребенка в возрасте 4-
5 лет на полдня. Но, к сожалению, мало какая работающая мама сегодня может себе
этого позволить.
Готовимся к первому дню
Начните издалека. К мысли о детском саде, необходимости его посещать
ребёнка надо подготовить заранее. Но это не значит, что надо говорить об этом
каждый день, не превращайте это событие в проблему.
Расскажите малышу о детском саде, о том, что там много ребят, новых
игрушек, качелей и др. Если есть такая возможность, сходите туда, поиграйте на
площадке, познакомьтесь с воспитателем. Создайте у малыша настроение радостного
ожидания. В то же время подготовьте его к предстоящей разлуке: практикуйте
недолгие расставания (в магазин, на работу). Придумайте свой ритуал прощания.
Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда возвращаетесь! В первые дни
побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу. А расставаясь,
обязательно скажите, что вернётесь за ним. Как правило, многие дети через
несколько дней привыкают к новым условиям.
До поступления в детский сад важно формировать у ребенка чувство
уверенности в себе, а это невозможно без развития самостоятельности.
Понаблюдайте за малышом, умеет ли он сам одеваться, садиться на горшок, кушать,
играть. Помогите ему научиться всем этим вещам. Поиграйте с ребенком в игру
«Давай познакомимся, поиграем», ролевые игры учат малыша общаться, выражать
свои мысли, строить предложения. Конечно, все дети разные. Общительный и
улыбчивый малыш в садике может оказаться молчуном. Нельзя однозначно
предсказать, какой будет детская реакция и как сложится этот непростой период в
его жизни.
Как скоро ребенок привыкнет к садику?
Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов, составляет
в ясельном возрасте 7-10 дней, в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном
возрасте – 1 месяц. Словом, чем старше ребёнок, тем дольше он привыкает к новым
условиям. Психологи полагают, что особенности привыкания ребёнка к новой
обстановке зависят от многих факторов: от типа нервной системы и состояния
здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском
саду. Наибольшие трудности в адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем,
быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днём, имеющие плохой аппетит.
Тяжело привыкают к детскому саду чрезмерно опекаемые дети, не имеющие навыков
самообслуживания, тревожные. Легче приспосабливаются к новым условиям
сангвиники и холерики, тяжелее – флегматики и меланхолики.
Родителям важно знать, что некоторые дети так не могут привыкнуть к
детскому саду. Тревожными сигналами, говорящими об эмоциональном неблагополучии
ребёнка, о том, что он сильно страдает в условиях детского сада, тяжело
переносит расставание с матерью, служат устойчивое нежелание посещать детский
сад, плач, капризы по утрам, частые болезни, плохой аппетит, беспокойный сон. В
старшем дошкольном возрасте у плохо адаптированных детей могут даже появиться
нервные симптомы в виде грызения ногтей, тиков, заикания.
Почему дети так часто болеют в детском саду?
Кроме психологической подготовки ваш малыш должен быть готов к этому
нелегкому испытанию и физически. Каждый ребенок перед посещением детского сада
должен пройти медицинскую комиссию и сдать анализы. Итак, педиатр выдал вам
заключение, что ваш ребенок готов к посещению детского сада. Отлично! Но это
вовсе не означает, что малыш не будет болеть. Всех мам интересует ответ на один
и тот же вопрос: «Почему дети так часто болеют?» Почему они болеют, это
понятно. Детский организм встречается с незнакомыми бактериями, вирусами.
Иммунная система формируется, и процесс этот сопровождается ОРВИ, насморками.
Таким образом, происходит «тренировка» иммунитета. Но почему это происходит так
часто? На этот вопрос ответят психологи. Адаптация обычно протекает сложно с
массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех
уровнях, во всех системах. Малыш находится в особом состоянии, которое
психологи называют «третьим состоянием» между здоровьем и болезнью. Это значит,
что не сегодня, завтра ваш ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова
станет сам собой. Всё зависит от степени выраженности стресса. Если она
минимальна, в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного
процесса и о том, что беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же
благоприятной адаптации. Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно,
будет срыв, и он, по-видимому, заболеет.
Как укрепить защитные силы ребенка?
Лучший способ избежать многочисленных простуд в период адаптации к детскому
саду– закаливание. Приступать к закаливающим процедурам лучше всего летом.
Сделать это проще всего: пусть малыш больше времени проводит на свежем воздухе,
купается в природных водоемах, бегает босиком. Важно, не забросить это
«полезное дело», когда лето закончится. Пусть ребенок ходит дома босиком, моет
посуду, играет с водой. Собираясь на прогулку, одевайте его по погоде.
Замечательно, если вы организуете регулярные посещения бассейна.
Психологи советуют родителям в период адаптации ребенка к детскому саду
1.
Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень
здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
2.
Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно
раньше забирать домой.
3.
Создавать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
4. Щадить его ослабленную нервную систему.
5. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. Сократить просмотр телевизионных передач.
6.
Как можно раньше сообщать врачу и воспитателям о личностных
особенностях малыша.
7.
Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в
соответствии с температурой в группе.
8.
Создавать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в
детском учреждении.
9.
Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские
капризы.
10. При выявленном
изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обращаться к детскому
врачу или психологу.
В заключение хочется сказать всем родителям: ваша любовь поможет ребенку пережить
это непростое время. Дайте почувствовать малышу, что он для вас самое дорогое
существо на свете, и ни на минуту не позвольте ему усомниться в этом.