Как помочь ребенку научиться делиться
В каждой семье, где растет
малыш 2-3 лет, бывают подобные ситуации:
► Ребенок не желает отдавать свою игрушку (велосипед, машинку)
другому, при этом с удовольствием беря у того ведерко (куклу, лопатку). И
уговоры мамы: «Дай мальчику велосипед посмотреть, ведь он тебе дал машинку»,
часто оказываются напрасны.
► Дети не могут поделить красный совочек, тянут его каждый в свою
сторону, при этом не замечая разбросанные вокруг синие, желтые, лопатки и
грабельки.
Взрослому стыдно, он оправдывается, уговаривает, упрекает, а то и
наказывает за жадность. А действительно ли карапуз 2-3-4 лет — жадина?
Жадность не является врожденным, природным качеством, она
возникает вследствие неверного поведения окружающих ребенка взрослых.
Обычно первые и самые частые жалобы на проявление жадности
возникают у родителей детей именно 2-3х лет. Это обусловлено особенностями
психики:
► Малыш эгоцентричен (до 6-7 лет это возрастная норма).
В два года отдать неизвестному мальчику в песочнице любимую
машинку — все равно, что отдать часть себя (руку, ногу).
Настойчивые призывы мамы отдать игрушку непонятны — может, она
того ребенка любит больше?
Малыш обижен, встревожен, сердится, понимает, что он — плохой, но
уже не может остановиться.
Ребенок еще не научился конструктивным методам решения конфликтных
ситуациий, это придет с возрастом, с помощью взрослых.
Как поступить взрослому, чтобы
не произошел конфликт? Как помочь решить конфликт?
Если другой ребенок хочет взять у вашего
игрушку, а тот сопротивляется:
► заговорите с подошедшим ребенком, постарайтесь переключить его
внимание на что-то нейтральное («ой, какое у тебя платье красивое…»);
► предложите поменяться игрушками или дайте другую, не такую
«дорогую сердцу» игрушку (нужно брать несколько таких игрушек с собой);
► вовлеките детей в совместную деятельность: «Посмотрите, какую
башенку из камешков я строю, подавайте мне камешки, вместе у нас получится
большая красивая башня…»
Когда неловкая ситуация преодолена, ваш малыш не устроил истерику,
а может даже согласился дать подержать игрушку, обязательно отметьте его
правильное поведение, скажите, что вам было приятно видеть, как он делится с
другими (просит разрешения взять чужую игрушку). Не забывайте хвалить малыша за
проявленную им доброту и щедрость.
Дома читайте сказки, рассказы, истории о том, как плохо жадничать
и как хорошо делиться.
Если конфликт уже произошел:
√ не кричите на ребенка, не шлепайте, в возбужденном состоянии
малыш не воспринимает объяснения, поэтому сначала детей нужно развести и
успокоить;
√ спокойно скажите, что пора идти домой (в магазин и т.д.), после
чего берите в охапку свое чадо с его сокровищами и не спеша покидайте «поле
боя» после того, как малыш успокоился, можно обсудить ситуацию, здесь также
будет уместна сказка или история по теме;
√ если дети дерутся или плачут, надо проявить терпение и
мудрость, развести в разные стороны, можно попробовать отвлечь припрятанной и
внезапно появившейся игрушкой.
Не берите на улицу дорогие игрушки, потеря или поломка которых
расстроит Вас и ребенка. Также не стоит брать любимые и новые игрушки — только
«насладившись собственностью» малыш сможет поделиться ею с другими.
Как помочь ребенку научиться
делиться?
Добрым и щедрым может быть человек, у которого есть чувство
собственности. Он отдает не потому, что так надо, а потому, что хочет доставить
радость и самому порадоваться вместе с другими. Можно вымуштровать ребенка так,
что он будет отдавать, потому что должен, но в этом случае он будет чувствовать
неудовлетворенность, противоречие между эмоциями и действием.
Очень важен пример близких людей — мамы, папы, бабушки, старших
сестры или брата. Если в семье принято дарить подарки друзьям, помогать
родственникам, оказывать безвозмездные услуги (помощь старой бабушке-соседке),
благотворительность (даже такая малая, как милостыня на улице) — ребенок будет
уверен, что такое поведение не подвиг, а «обычное дело».
Поговорите с ребенком, что из игрушек, вещей он может отдать,
подарить соседскому ребенку, в бедную семью и т.д. Спросите, почему именно эту
вещь он выбрал. Если вы видите, что малышу действительно не жаль расстаться с
игрушкой, он не сомневается в своем выборе, наступает время дарения. Важно,
чтобы человек, которому отдали вещь, был искренне благодарен, сказал добрые
слова дарителю (если это ребенок, взрослые должны помочь).
Уже в 2 года малыш может делать подарки близким своими руками.
Здесь несколько положительных моментов: ребенок творит, старается сделать
подарок конкретному человеку, он получает удовольствие оттого, что другие
высоко оценили его старание, ему легче расстаться со своим произведением. Можно
сделать картинку, закладку для книги, открытку и т.д. (естественно, пока с
активной помощью взрослого).
Привлекайте ребенка к выбору подарков и к процессу вручения.
Важно, чтобы подарок не оказался для вашего ребенка тем, что ему очень хочется
иметь. Пусть ребенок участвует в поздравлении, услышит слова благодарности от
получателя.
Желательно, чтобы у ребенка был широкий круг общения, в дом часто
приходили гости, он сам ходил в гости.
Обыгрывайте различные жизненные ситуации: день рождения мишки
(приходят гости с подарками, он встречает, угощает, развлекает), кукла не хочет
делиться и так далее. В процессе игры подсказывайте ребенку адекватные способы
решения конфликтных ситуаций.